Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения, табличный метод
представления данных
При правильной обработке первичных материалов можно обнаружить характер развития (закономерности, тенденции) исследуемого явления на основе полученных сведений. Именно в результате этих действий образуются статистические качественно однородные совокупности, появляется возможность оперировать обобщающими показателями.
Статистическая сводка - этап статистического исследования - представляет собой систематизацию, обработку материалов статистического наблюдения, сведения отдельных единиц в совокупности в целях получения обобщенной характеристики изучаемого явления по ряду существенных для него признаков.
Целью сводки является получение сводной характеристики объекта исследования в целом при помощи обобщающих статистических показателей. То есть если при статистическом наблюдении собирают данные о тех или иных признаках каждой единицы совокупности, то результатом сводки являются подробные сведения, отражающие в целом всю совокупность.
Единицы совокупности характеризуются разного рода качественными («атрибутивными»), количественными и полуколичественными признаками.
Ряд признаков у единиц совокупности различается, варьирует. Преступления различаются по объекту посягательства, способу, месту и времени их совершения, формой и видом вины, полом, возрастом, иными социально-демографическими, уголовно-правовыми и криминологическими признаками субъектов преступления. Именно такие признаки, варьирующиеся от единицы к единице, составляют специфическую черту совокупности, делающую ее предметом изучения статистики. Соответственно они называются статистическими признаками, и именно они являются основой сводки единиц статистической совокупности.
По форме обработки статистических данных сводка может производиться как в централизованном (первичные данные сосредоточиваются в одном центральном органе, например Госкомстате России, ГИЦ МВД России, и обрабатываются только в нем), децентрализованном (документы первичного учета обобщаются на местах и в вышестоящий орган направляются уже в подытоженном виде), так и в смешанном (обработка первичного материала происходит частично на местах и завершается полностью в вышестоящем государственном органе) порядке.
Статистическая группировка - это один из основных методов обработки и анализа первичной статистической информации, заключающийся в расчленении совокупностей на группы по существенным для данного исследования признакам.
Центральная задача группировки в том, чтобы на основе всестороннего анализа полученных в результате статистического наблюдения данных разбить их на качественно однородные виды или типы. Соблюдение принципа однородности исследуемых единиц - дно из важнейших требований теории статистики к научно обоснованному анализу.
Очевидно, среди бесконечного разнообразия явлений мы, как правило, улавливаем наличие некоторого конечного числа групп или типов. Так, психические свойства каждого человека, характеризующие степень его возбудимости и проявляющиеся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении, неповторимы, сугубо индивидуальны, и все-таки их можно классифицировать по типам темперамента (сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический); преступления образуют группы по видовому объекту посягательства (против личности, в сфере экономики, правосудия и т.д.), форме вины (умышленные и неосторожные), тяжести и т.д. Сколь бы бесконечную совокупность мы ни изучали, она всегда может быть разделена на группы, типы. Эта возможность обусловлена такими объективными свойствами единиц совокупности, как вариация признаков, по которым производится их группировка.
Публикации по экономике >>>
Производственные фонды и пути повышения экономической эффективности их использования
Одним из важнейших факторов повышения
эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными
фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их
использование.
Основные производственные фонды, состоящие из
зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые
участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности
любого предприя ...
Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды
фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии
и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими
действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников,
формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности
(что и влечет ...