Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
Развитие интеграционных процессов, замедление темпов экономического роста и увеличение безработицы обусловили необходимость её активизации не только на уровне зарубежных стран, но и внутри каждой страны. Именно малый бизнес стал рассматриваться как главный источник обеспечения занятости и экономического развития.
При наличии определённой специфики в большинстве зарубежных стран имеются частные институты поддержки (см. приложение М).
Национальная политика в отношении малых предприятий формируется как результат взаимодействия между властями и общественными организациями предпринимателей, формы которого в разных странах также различны.
Мы заметили, что характерной чертой политики зарубежных стран в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:
• страны, где формирование политики осуществляется главным образом на уровне правительства, как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Великобритании. В этих странах только правительство имеет законодательную власть в области выработки стратегии и мер поддержки малого бизнеса;
• страны, где регионы обладают властными полномочиями при формировании независимой политики в отношении МСБ. Это имеет место в Бельгии, Франции, Германии, Италии и Испании, где и центральные, и региональные власти могут вырабатывать правовые условия деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая политика, регулирование занятости, защита окружающей среды, остаются в сфере полномочий центрального правительства.
Однако, несмотря на различия в деталях, в зарубежных странах выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого бизнеса (см. приложение Н).
С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малого среднего бизнеса применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания). [17, с. 153]
По нашему мнению, активная поддержка малого бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира.
Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
Публикации по экономике >>>
Коммерческое ценообразование
Цена в условиях рыночной экономики - важнейший экономический
параметр, характеризующий деятельность предприятия. Ценообразование в
общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой
хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от предприятий розничной
торговли, которые для покрытия расходов от реализации товаров включают торговую
надбавку в розничные цены, предприятия общественного питания ...
Контроль и управление оборотными средствами предприятия
рентабельность
Каждое
предприятие, осуществляющие хозяйственную деятельность, должно иметь оборотные
активы, которые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации
продукции. Совершенствование системы формирования и использования оборотных
активов на предприятии сегодня является одним из главных факторов повышения
экономической эффективности производства на современном этапе развития
отечественной ...