Современное состояние малого предпринимательства

В экономически высокоразвитых странах число малых предприятий достигает 60-80 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены до двух третей экономически активного населения и производится от 60 до 85 % валового внутреннего продукта.

Для оценки современного состояния малого предпринимательства в России проведем анализ основных экономических показателей деятельности малых предприятий в период с 2000 по 2010 гг. (См. приложение 1).

Как свидетельствуют данные таблицы [13][14], количество малых предприятий в России в период с 2000г. по 2010 заметно возросло - почти в 2 раза. Средний ежегодный прирост составляет 6,5%. Из таблицы видно, что начиная с 2003 года наблюдается положительная динамика в росте количества малых предприятий, что можно объяснить вступлением в действие с 1 июля 2002 года Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ряд других нормативно - правовых актов, значительно упростивших процедуру организации предпринимательской деятельности.

Характеризуя в целом состояние малого предпринимательства за рассматриваемый период, можно заметить, что решительного шага в сторону его развития сделано не было. На 2010 г. зарегистрировано 1644,3 тыс. малых предприятий, что составляет 11,6 предприятий на 1000 человек, тогда как в странах Евросоюза и США этот показатель колеблется от 35 до 68.

Численность занятых на малых предприятиях в указанный период также ежегодно возрастала. Так, с 2000г. по 2010 г. численность основного персонала возросла с 6596,8 тыс. чел. до 11149 тыс. чел., то есть на 4,55 млн. человек, или на 69%. За последний год наблюдается увеличение данного показателя на 901,5 тыс. занятых, в то время как в 2009 г.наблюдалось снижение численности рабочих на 190 тыс. человек что свидетельствует о преодолении активной фазы экономического кризиса 2008-2010 гг. В целом, с 2000 г. по 2010 г. доля занятых на малых предприятиях возросла с 13,6% до 22,4%. Тем не менее, в странах Запада эта величина составляет 50-70%, что свидетельствует о медленном и постепенном развитии малого бизнеса в России.

Как видно из таблицы, оборот малых предприятий также устойчиво возрастал, вплоть до 2009 г., когда в условиях кризиса данный показатель сократился на 1854,5 млрд. руб. Но уже в 2010 г. значение данного показателя превысило докризисный уровень и составило 18933,8 млрд. руб., что свидетельствует о благоприятности рыночной конъюнктуры для малого бизнеса.

Для анализа современного состояния малого бизнеса, необходимо рассмотреть такой показатель как объем инвестиций в основной капитал. В 2010 г. этот показатель составил 520,3 млрд. руб. или 5,7% от общих инвестиций в основной капитал. Таким образом, можно говорить о наличии положительной тенденции в инвестиционной активности малых фирм, но доля инвестиций в основной капитал малых предприятий остается предельно низкой.

Наиболее существенным показателем, характеризующим состояние малого предпринимательства, является удельный вес продукции малых предприятий в общем объеме ВВП. Если в большинстве развитых стран этот показатель варьируется от 50% до70%, то в России он составляет не более 17%. Это свидетельствует о том, что современная система поддержки малого бизнеса недостаточно эффективна.

Таким образом, с 2000 г. по 2010 г. наблюдается устойчивый рост и развитие малого предпринимательства. Однако потенциал малого предпринимательства до сих пор не раскрыт, а его развитие сдерживают многие факторы.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по экономике >>>

Процесс организации аналитической деятельности на предприятии торговли
Данная тема актуальна, потому что организация аналитической деятельности на предприятии торговли способствует своевременному принятию разумных и обоснованных управленческих решений и повышает эффективность деятельности предприятия. На современном этапе развития нашей экономики вопрос организации аналитической деятельности на предприятии торговли является актуальным, т.к. от финансового состояния предприятия за ...

Изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ОАО Минерально-химическая компания ЕвроХим
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добив ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.