Мотивы и функции предпринимательства
Рассматривая вопрос предпринимательства, необходимо уделить внимание и мотивам предпринимательской деятельности. Выделяют два вида мотивов: эгоистические, связанные со стремлением человека увеличить свое благосостояние, и альтруистические, связанные с интересами семьи, предприятия, общества. [9]
Эгоистические мотивы выражаются в желании максимизировать свою прибыль, удовлетворить свои сугубо личные интересы. Но если максимизация прибыли становится единственной целью предпринимательского класса, без учета экологических и социальных последствий его деятельности, это отрицательно влияет на развитие общества. К основным эгоистическим мотивам относятся :
. Стремление установить свои правила хозяйственной деятельности;
. Стремление повысить личное благосостояние;
. Стремление реализовать свои амбиции;
. Стремление к общественному признанию своей личности.
Альтруистические мотивы выражаются в готовности действовать на благо другим, не считаясь с личными интересами. Они выражаются в принятии предпринимателем участия в решении общественных проблем, например в выделении средств на развитие образования, культуры, спорта, улучшение экологической обстановки. Основные альтруистические мотивы это:
. Стремление изменить к лучшему окружающий мир;
. Содействие процветанию своего государства;
. Стремление принести пользу обществу;
. Стремление к общественному признанию своей идеи.
В предпринимательской деятельности не могут существовать только эгоистические или только альтруистические мотивы, всегда присутствуют оба вида.
Предпринимательство, как и любой вид человеческой деятельности, выполняет определенные функции, а именно: общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую и политическую. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Общеэкономическая функция выражается в том, что предпринимательская деятельность, направленная на создание экономических благ и доведения их до потребителя, подчиняется всем экономических законам. Это законы спроса и предложения, стоимости, конкуренции и т.д. Развитие предпринимательства является необходимым условием для общеэкономического роста.
Очень важна ресурсная функция предпринимательства. Она предполагает рациональное использование различных материальных и нематериальных ресурсов предпринимателем в процессе его деятельности. К экономическим ресурсам относятся все факторы производства, необходимые для обеспечения хозяйственной деятельности - земля, капитал, трудовые и природные ресурсы, информационные, финансовые и прочие. Предприниматель может добиться наибольших успехов, обеспечив оптимальное соотношение всех имеющихся у него факторов производства.
Но ресурсная функция имеет двоякий характер. В погоне за прибылью, предприниматель может безжалостно относится к общественным ресурсам, что может привести к плачевным последствиям. Здесь важна регулирующая роль государства, которое устанавливает формы ответственности для предпринимателей, нерационально использующих ресурсы, принадлежащие обществу.
Творческо-поисковая функция, она же инновационная, связана с поиском и внедрением новых идей, технологий, методов и способов организации производства. Она обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики предприниматель должен выступать как новатор, чтобы выжить в условиях конкуренции.
Социальная функция заключается в том, что каждый человек может открыть свое дело, проявить свои предпринимательские таланты и способности. Также предпринимательская деятельность прямым образом воздействует на общество, ведь предпринимательство является одним из источников поступления средств в бюджет государства и внебюджетные фонды, а также обеспечивает наличие рабочих мест.
Организаторская функция проявляется в принятии предпринимателем самостоятельных решений об организации своего дела, его дальнейшем развитии и направлениях деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Публикации по экономике >>>
Деятельность туристической фирмы Мади Тур
Фирмы, предлагающие вам отправиться на другой конец света, обычно
представляют собой один из двух вариантов: туроператоры и турагенты.
Туроператор - оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой
туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом
через сеть розничных турагентств.
Туроператор сам формирует турпродукт. Он выходит на зарубежных партнеров
и напрямую заключает с н ...
Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая
конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно
изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть
построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии
и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей,
характеризующих продукцию и технологию, а т ...