Мотивы и функции предпринимательства

Рассматривая вопрос предпринимательства, необходимо уделить внимание и мотивам предпринимательской деятельности. Выделяют два вида мотивов: эгоистические, связанные со стремлением человека увеличить свое благосостояние, и альтруистические, связанные с интересами семьи, предприятия, общества. [9]

Эгоистические мотивы выражаются в желании максимизировать свою прибыль, удовлетворить свои сугубо личные интересы. Но если максимизация прибыли становится единственной целью предпринимательского класса, без учета экологических и социальных последствий его деятельности, это отрицательно влияет на развитие общества. К основным эгоистическим мотивам относятся :

. Стремление установить свои правила хозяйственной деятельности;

. Стремление повысить личное благосостояние;

. Стремление реализовать свои амбиции;

. Стремление к общественному признанию своей личности.

Альтруистические мотивы выражаются в готовности действовать на благо другим, не считаясь с личными интересами. Они выражаются в принятии предпринимателем участия в решении общественных проблем, например в выделении средств на развитие образования, культуры, спорта, улучшение экологической обстановки. Основные альтруистические мотивы это:

. Стремление изменить к лучшему окружающий мир;

. Содействие процветанию своего государства;

. Стремление принести пользу обществу;

. Стремление к общественному признанию своей идеи.

В предпринимательской деятельности не могут существовать только эгоистические или только альтруистические мотивы, всегда присутствуют оба вида.

Предпринимательство, как и любой вид человеческой деятельности, выполняет определенные функции, а именно: общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую и политическую. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Общеэкономическая функция выражается в том, что предпринимательская деятельность, направленная на создание экономических благ и доведения их до потребителя, подчиняется всем экономических законам. Это законы спроса и предложения, стоимости, конкуренции и т.д. Развитие предпринимательства является необходимым условием для общеэкономического роста.

Очень важна ресурсная функция предпринимательства. Она предполагает рациональное использование различных материальных и нематериальных ресурсов предпринимателем в процессе его деятельности. К экономическим ресурсам относятся все факторы производства, необходимые для обеспечения хозяйственной деятельности - земля, капитал, трудовые и природные ресурсы, информационные, финансовые и прочие. Предприниматель может добиться наибольших успехов, обеспечив оптимальное соотношение всех имеющихся у него факторов производства.

Но ресурсная функция имеет двоякий характер. В погоне за прибылью, предприниматель может безжалостно относится к общественным ресурсам, что может привести к плачевным последствиям. Здесь важна регулирующая роль государства, которое устанавливает формы ответственности для предпринимателей, нерационально использующих ресурсы, принадлежащие обществу.

Творческо-поисковая функция, она же инновационная, связана с поиском и внедрением новых идей, технологий, методов и способов организации производства. Она обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики предприниматель должен выступать как новатор, чтобы выжить в условиях конкуренции.

Социальная функция заключается в том, что каждый человек может открыть свое дело, проявить свои предпринимательские таланты и способности. Также предпринимательская деятельность прямым образом воздействует на общество, ведь предпринимательство является одним из источников поступления средств в бюджет государства и внебюджетные фонды, а также обеспечивает наличие рабочих мест.

Организаторская функция проявляется в принятии предпринимателем самостоятельных решений об организации своего дела, его дальнейшем развитии и направлениях деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Публикации по экономике >>>

Деятельность туристической фирмы Мади Тур
Фирмы, предлагающие вам отправиться на другой конец света, обычно представляют собой один из двух вариантов: туроператоры и турагенты. Туроператор - оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных турагентств. Туроператор сам формирует турпродукт. Он выходит на зарубежных партнеров и напрямую заключает с н ...

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.