Государственная политика поддержки малого бизнеса в РФ
Государственная политика поддержки малого предпринимательства - самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:
Первый - широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционной политикой его поддержки;
Второй - умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малый предприятий.
Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающей следующие направления:
Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
Создание льготных условий использование субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
Установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности;
Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются:
) Оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;
) Финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;
) Льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;
4) Представление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.
Президент РФ (на момент написания статьи) Д.А. Медведев в своем выступлении на заседании Президиума Госсовета РФ в марте 2008 г. отметил: «Основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться чрезмерный административный прессинг, давление, которое сегодня существует на всех стадиях развития малого бизнеса»[7, с. 149].
Тогда был намечен комплекс мер по активизации развития российского малого бизнеса. В их число входят: облегчение доступа малых предприятий к ресурсам; создание венчурных гарантийных фондов, расширение грантовой поддержки новых производств, создание финансовых институтов, которые учитывают специфику кредитования малых предприятий; замещение лицензирования страхованием ответственности или финансовыми гарантиями; сокращение перечня сертифицируемых видов продукции; облегчение доступа малого бизнеса к инфраструктуре, включая электроснабжение; облегчение бремени налогообложения малого бизнеса. Сегодня можно сказать, что почти все эти меры реализованы, как и дополнительные меры по снятию административных барьеров.
За последние годы сократилось количество проверок малых предприятий (теперь их можно проверять лишь раз в 3 года, а внеплановые проверки полиция может проводить только после обращения в прокуратуру). Подключить малые предприятия к энерго-, водо- и газоснабжению стало дешевле и проще. Существует множество фондов, центров и агентств по развитию и поддержке малого бизнеса.
Публикации по экономике >>>
Изучение прибыли предприятия и путей ее увеличения
При переходе к рыночной системе экономических отношений предприятия
получили самостоятельность в планировании своей хозяйственной и экономической
деятельности.
Опыт доказал жизнеспособность и эффективность рыночного механизма в
обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании
трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств,
восприимчивых к запросам потребителе ...
Конкуренция и значение ее развития в строительной индустрии
Конкуренция
- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия
производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и
порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью
каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и
противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за
экономическое выживание и процветание ...