Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России
Темпы роста малого предпринимательства в России увеличиваются. Об этом свидетельствует исследование Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Только за первый квартал 2006 года число малых предприятий, приходящихся на 100 тыс. населения, увеличилось с 682,6 до 720,2, или на 5,5%. За прошлый год рост составил лишь 3,9%, а за весь трехлетний период 2002-2004 годов - только 8%. Чрезвычайно высокие темпы роста инвестиционной активности, которые в 2004 году продемонстрировали малые предприятия (40,8%), давали основания надеяться на ускорение в развитии малого предпринимательства. В 2005 году инвестиции выросли лишь на 15,6% - это было значительно больше, чем в целом по экономике (10,5%), но для малого предпринимательства это было явное ухудшение. Первый квартал этого года дает надежду на возобновление инвестиционной активности: за январь-март инвестиции выросли на 29,6% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Эксперты НИСИППа считают, что это связано с введением более льготной системы налогообложения.
Согласно статистическим данным, количество малых предприятий в России за последние пять лет по состоянию на 1 января соответствующего года составило: в 2002 году - 882,3 тыс., в 2003 - 890,9 тыс., в 2004 - 894,6 тыс., в 2005 - 953,1 тыс. и в 2006 - 979,3 тыс.
Таким образом, наблюдается незначительный рост численности субъектов малого предпринимательства. Необходим ежегодный прирост сектора МСП минимум на 5-10 %.
Доля малого бизнеса в производстве валового внутреннего продукта составляет не более 13-15 %. Сектор малого предпринимательства в России остро нуждается в диверсификации. В его структуре доля инновационного и IT-сектора составляет всего 2,5%, промышленного и строительного - по 13%, услуги - 21%, а доминирует торговый сектор - примерно 50%, с учетом индивидуальных предпринимателей - почти 80% МСП. Необходимо последовательно снижать долю торгового сектора в малом предпринимательстве путем увеличения промышленного и инновационного сегмента.
Считается, что, по крайней мере, 40% МСП принадлежат «теневому» сектору российской экономике. Это особенно характерно для таких видов деятельности, как текстиль, торговля аудио- и визуальными материалами, компьютерными программами.
Наиболее актуальными проблемами развития сектора МСП в России, общими для всех отраслей, являются:
· отсутствие государственной политики по поддержке МСП, предусматривающей ответственность органов исполнительной власти всех отраслей и всех уровней за создание благоприятных условий для развития сектора;
· существенные административные барьеры на всех этапах осуществления предпринимательской деятельности, в том числе при проведении государственного контроля (надзора);
· неразвитость механизмов государственно-частного партнерства;
· неблагоприятные условия налогообложения малого и среднего бизнеса;
· отсутствие механизмов, обеспечивающих участие малых предприятий в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, и других способов приобретения в собственность или получения в долгосрочную аренду по приемлемой цене помещений для осуществления предпринимательской деятельности;
· отсутствие равных возможностей по участию предприятий малого и среднего бизнеса в федеральных целевых программах;
· неразвитость инфраструктуры поддержки МСП;
· отсутствие эффективных систем кредитования малого бизнеса и др.
Публикации по экономике >>>
Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО Мамский аэропорт
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию
своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только
обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с
городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью
инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития
территориального разделения труда, оказывает ...
Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды
фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии
и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими
действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников,
формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности
(что и влечет ...