Философия устойчивого развития

Важным для понимания процессов поведения человека в современных условиях проявления личности как таковой является их измерение в социальной философии. Главное, что бросается в глаза, - констатация появления особого антропологического типа, позиционирующего себя как космополита, свободного от догматов культурных традиций и норм. Для такого антропологического типа характерна своеобразная познавательная логика, ориентированная на восприятие форм жизни, находящихся в постоянном движении изменчивых потоков. Такой человек отказывается от иерархического восприятия знаний, он, скорее всего, ориентирован на поток информации, в котором все факты имеют равностатусное значение. Важно, что в такой интерпретации действительности истина перестает для него существовать как нерушимый абсолют, а представляет собой цепь многовариантных интерпретаций возможных фактов и действий.

В контексте изложенных положений становится перспективным подход к оценке ситуации посредством анализа отождествления и разотождествления субъекта, поскольку он дает возможность по крайней мере объяснить поведенческие действия социума. В рамках амбивалентности процессов "отождествление - разотождествление" прослеживается и такой важный аспект, как изменение представлений о пространственно-временном континууме жизнедеятельности и, более того, возникновение в этой связи ряда противоречий. Так, с одной стороны, наблюдается рост пространства референций субъектов, с другой - сужение реально существующего пространства деятельности. По мнению Н. Костенко, это приводит к фрагментарности и долговечности отношений, увеличению дистанции между индивидуумами. Таким образом, можно говорить об изменении интертекста пространства, характеризующегося неконтролируемым процессом наложения социально-экономических текстов предыдущих и последующих культурных форм. В таком случае мы сталкиваемся, согласно М. Кастельсу, с формированием своеобразной конфигурации проективной идентичности, сопровождающейся конструированием субъектами новых форм субъективности, благодаря которым происходят перераспределение их социальных позиций и изменение социальной структуры в целом. Следовательно, на фоне размывания границ между "высокой" и "низкой" культурами конструируется поливариантная культура, для которой свойствен отход от единой композиционной целостности в сферу множественности вариантов развития форм бытия, различных по содержанию и направленности.

Резюмируя, необходимо все-таки посмотреть на постмодернизм, в частности на экономические теории постнеклассической эпохи, с позиций появления новых смыслов, требующих своего раскрытия. Следует признать тот факт, что человек, экзистальный в постмодерне, будучи носителем одновременно субъективности и объективности, тем не менее отличается мощной социальной активностью. Пока что сложно "прочитать" послание новых социальных течений, однако необходимо научиться "работать" с "текстом" новой социальной реальности, творчески ее переосмысливая, ориентируясь на поиски новых путей формообразования пространства цивилизационного развития. Для этого следует выйти из повседневности своих собственных представлений о рациональности и эффективности функционирования пространства жизнедеятельности и сделать шаг навстречу диверсификации своего культурного несознательного, преодолеть ментальный "посттравматический синдром" и направить активность социума на новейшие приоритеты развития. Отход от централизации сознания, как известно, приводит к мозаичности пространства, усложнению. Но вместо того чтобы бояться этого, следует учиться преодолевать их именно на национальном уровне.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по экономике >>>

Инвестиционное проектирование в России сущность, этапы, особенности
Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики. В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой. Инвестиционную политику можно выделить отдельно т.к. это очень сложное направление работы. Инвестиции требую огромного количества средств, не приносят быстрых результатов. Но именно они являются основой экономики. Все без исключения государства заинтересо ...

Малое предпринимательство проблемы и перспективы развития
В конце XX века Россия открывает для себя новый путь социально-экономического развития, основой которого является переход к рыночной экономике. Становление рыночных отношений неизбежно повлекло за собой возрождение предпринимательства. Хотя с тех пор прошло более 20 лет, сейчас все еще нельзя сказать, что предпринимательство является высокоразвитым сектором российской экономики, а ведь развитие предпринимат ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.