Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Все методы оценки конкурентоспособности можно разделить на аналитические и графические (рис 1.2).
Рис.1.2 - Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Рассмотрим аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия [18, с. 213-214].
. Рейтинговая оценка используется при сравнении предприятий отрасли или региона. В данном методе может быть использована документация следующего характера: результаты опроса менеджеров заказчика или данного предприятия; финансовая отчетность предприятий.
Все показатели, которые можно рассчитать на основе реально имеющейся информации, должны отражать существенные аспекты хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.
При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов). Итоговый балл для составления рейтинга отдельного предприятия выводится по формуле:
TM = Σ (Mi Bi), (1.1)
где ТМ - итоговый балл предприятия по результатам рейтинговой оценки;- балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;- вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки;
Σ (Mi Bi) - сумма произведений баллов отдельных показателей и их весов.
В результате все предприятия ранжируются по сумме баллов.
. Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли. Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота в общем его объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности.
= RC / TC, (1.2)
где MS - доля рынка субъекта;С - розничный объем товарооборота;
TC - общий объем розничного товарооборота на рынке.
Данная методика позволяет по характеру распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры; со слабой, средней, сильной конкурентной позицией; лидеры. Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, улучшающейся, ухудшающейся, быстро ухудшающейся конкурентными позициями. Перекрестная классификация размера долей и их динамики дает возможность построить конкурентную карту рынка, на основе которой легко установить место объекта в структуре рынка.
. Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости предполагает оценку совокупности маркетинговых, организационных и управленческих решений, т.е. экономической технологии компании. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей.
Норма потребительной стоимости величина безразмерная. Показатель Q (норма потребительной стоимости) лежит в пределах от 0 до 1. Если Q = 1, то это говорит о полной конкурентоспособности предприятия, а если Q = 0, то наоборот.
Алгоритм расчета показателя конкурентоспособности состоит из следующих этапов:
изучение рынка, конкурентов, потребностей потенциальных потребителей;
определение целевых сегментов по направлениям;
определение стратегической и маркетинговой концепции фирмы;
определение значимых блоков, свойств и коэффициентов значимости;
расчет нормы потребительной стоимости по экономическому блоку свойств;
расчет нормы потребительной стоимости по техническому блоку свойств;
расчет нормы потребительной стоимости по экологическому блоку свойств;
расчет нормы потребительной стоимости по социально-психологическому блоку свойств;
расчет нормы потребительной стоимости по юридическому блоку свойств;
определение общей нормы потребительной стоимости предприятия;
анализ результатов и принятие решения по улучшению конкурентоспособности предприятия.
Данный метод дает возможность более точно оценить реальные потребности потенциальных потребителей и уровень компании из-за совокупной оценки маркетинговых, управленческих и организационных решений. Но для сбора информации используются только экспертные методы, что говорит о недостаточной объективности результатов оценки конкурентоспособности.
. Оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции предполагает оценку эффективности работы каждого из подразделений, использования ими ресурсов. В основе лежит оценка четырех групп - критериев конкурентоспособности:
Публикации по экономике >>>
Концепция устойчивого развития экономики Украины
Тема
контрольной работы «Концепция устойчивого развития экономики Украины» по
дисциплине «Основы экономики».
Цель
работы - рассмотреть проблемные вопросы устойчивого развития в контексте
саммита "Ріо+20", определить системные положения относительно
превращения национального хозяйства Украины в стойкую общественную целостность,
способную эффективно самовоспроизводиться и обосновать необходимость
фо ...
Классификация безработицы
Актуальность
рассматриваемой темы заключается в том, что проблема безработицы является одной
из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.
Безработица - явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к
рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем
свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или
проходящих путь становлени ...