Антимонопольное законодательство
Основные особенности Антимонопольного Законодательства РФ состоят в том, что оно содержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы не только частным лицам, но и органам исполнительной власти.
Выявлены характер, специфика противоречащих Антимонопольное Законодательство действий (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Приводится открытый перечень таких действий.
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными (полностью или частично) заключенные в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если таковые соглашения (согласованные действия) имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции. Лишь в исключительных случаях названные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
В Законе о конкуренции приводится перечень соглашений, которые по своей сути нарушают положения Антимонопольного Законодательства и на которые не распространяются названные изъятия.
К монополистическим действиям органов власти и управления относятся принимаемые ими акты и действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов.
Запрещается:
а) образование органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров;
б) наделение названных органов полномочиями, осуществление которых имеет, либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции;
в) совмещение функций указанных органов с функциями хозяйствующих субъектов;
г) наделение последних функциями названных органов.
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными согласованные монополистические действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (между собой либо с хозяйствующим субъектом), когда они имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводится федеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ.
Федеральный антимонопольный орган - МАП РФ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.
Для осуществления своих полномочий МАП РФ вправе создавать собственные территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. За нарушение Антимонопольного Законодательства предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
В самом Законе о конкуренции установлена система административных штрафов, налагаемых за нарушение Антимонопольного Законодательства на должностных лиц исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, индивидуальных предпринимателей. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена в ст. 178 УК. Особым разделом Антимонопольное Законодательство является законодательство о естественных монополиях.
Публикации по экономике >>>
Мониторинг развития человеческого потенциала как инструмент поддержания экономического равновесия Санкт-Петербурга
Аналогично физическому капиталу человеческий капитал как
запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться, но и
материально и морально изнашиваться. Моральный износ человеческого капитала,
так же как и физического, как правило, наступает раньше материального.
Таким образом, навыки, умения, знания в соответствии с
теорией человеческого капитала становятся капиталом на том основании, что:
...
Диагностика вероятности банкротства ОАО Трубчевскхлеб
Проблема прогнозирования возможного банкротства предприятий сегодня
чрезвычайно актуальна в Российской Федерации. За последние десять лет очень
многие коммерческие организации всевозможных форм собственности оказались на
грани банкротства. В настоящее время актуален вопрос выбора методов и методик,
позволяющих прогнозировать наступление банкротства предприятия в близком
будущем.
Правовой институт несостоятель ...