Конкуренция и значение её развития в строительной индустрии
Конкуренция в строительстве - это борьба независимых субъектов отрасли за обеспечение для себя лучших возможностей для производственно-хозяйственной деятельности. Предприятия-конкуренты используют любую возможность для получения от заказчиков подряда на создание строительной продукции. При этом они в минимальной степени интересуются экономическими выгодами соперников. Им не характерно строгое следование альтруистическим принципам. Между конкурентами всегда есть соперничество за более выгодные условия строительных подрядов. В результате конкуренции формируется ее главное содержание, которое заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей заказчиков и покупателей.
Понятие конкуренции в экономической литературе трактуется многозначно. Проводя терминологический анализ этого понятия, выделяют три основных подхода к определению конкуренции:
конкуренция как состязательность на рынке;
конкуренция как элемент рыночного механизма, позволяющий уравновесить спрос и предложение;
конкуренция как критерий, определяющий тип отраслевого рынка.
В результате конкуренции под воздействием рыночного механизма происходит саморегулирование рыночных отношений. Рыночный механизм представляет собой взаимоотношение между спросом и предложением с формированием динамического равновесия между ними.
Конкуренция не может управляться субъектами деловых отношений, оказывая при этом влияние на их функционирование. Можно и нужно управлять конкурентоспособностью предприятия и его продукцией. Но сама конкуренция как таковая управлению не поддается. Она или есть, или ее нет. На строительном рынке существуют следующие типы конкуренции: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия.
Ценовая конкуренция предполагает создание строительной продукции и реализацию ее заказчикам по более низким ценам, чем у конкурентов.
Ценовая конкуренция применяется для достижения ряда целей:
проникновение на рынок;
защита занятых позиций на рынке от конкуренции;
вынужденная мера как реакция на действия конкурентов.
Неценовая конкуренция предполагает повышение качества продукции для ее выделения из ряда аналогов, придание строительному товару новых потребительских свойств, расширение дополнительных услуг, сопутствующих реализации строительной продукции. Неценовая конкуренция основана на особенностях предлагаемой строительной продукции по сравнению с продукцией конкурентов. Особенности могут быть связаны со свойствами продукции, условиями ее создания, дополнительными услугами. При неценовой конкуренции цена может и увеличиваться, но при этом и подрядчики и заказчики имеют в виду качество строительной продукции и сроки ее создания, т.к. цены и качество тесно связаны. Одним из видов неценовой конкуренции является рекламная поддержка создания строительной продукции.
Конкурентоспособность строительного предприятия формируется под влиянием многих факторов:
гарантии производителя продукции (финансовая ответственность, возможность бесплатного устранения выявленных недостатков и др.);
условия оплаты (с авансом, по этапам выполнения работ, за все работы единовременно, с рассрочкой платежей и др.);
сроки строительства;
реклама;
известность подрядчика на рынке и его положительный имидж (в силу феномена недоверия к новым организациям, появившимся на рынке).
Важнейшими экономическими факторами, характеризующими конкурентоспособность строительного предприятия на рынке, являются объем освоения капитальных вложений и чистая прибыль. Указанные показатели тесно связаны с мощностью предприятия, качеством производимой строительной продукции и эффективностью управления. Оценка конкурентоспособности строительного предприятия производится относительно соперников - других строительных предприятий, производящих аналогичную строительную продукцию, т.е. предполагается сравнение с конкурентами. При этом очень важно учитывать не только объемы освоения капитальных вложений и величину чистой прибыли, но и показатели рентабельности и платежеспособности. Особенностью анализа указанных показателей является ограниченность доступа к ним, как данным, имеющим конфиденциальный характер и составляющим, как правило, коммерческую тайну для предприятия.
Публикации по экономике >>>
Институциональные теории фирмы
Развитие
рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако, их
создание сложный и длительный процесс. Они с трудом поддаются заимствованию,
так как действие законов, регулирующих экономику, при заимствованиях
модифицируется существующей институциональной средой.
Необходимо
отметить, что жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с
постоянным взаимодействием с разнообразн ...
Использование корреляционно-регресионного метода в управлении предприятием
В наше время математико-статистические исследования
становятся необходимым инструментом для получения более глубоких и полноценных
знаний о механизме изучаемых явлений. Существующие между явлениями формы и виды
связей весьма разнообразны по своей классификации, но предметом статистики
являются только такие из них, которые имеют количественный характер и изучаются
с помощью количественных методом. Основным в изуч ...