Конкурентоспособность продукции
Конкурентоспособность продукции - многоуровневая, многоаспектная и многофакторная категория. Конкурентоспособность означает возможность взаимоувязки всех составляющих ее элементов с целью удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли предприятием. Проблема управления конкурентоспособностью товара состоит из множества задач, многоаспектность и взаимовлияние которых требуют объединения их в общую систему управления конкурентоспособностью.
Необходимо структурировать аспекты конкурентоспособности, выделить факторы, четко охарактеризовать состав элементов конкурентоспособности товара, выявить их взаимосвязи. Это поможет обосновать эффективные подходы к оценке и анализу конкурентоспособности товара, раскрыть имеющиеся резервы и определить стратегические направления ее повышения. Управление конкурентоспособностью товара предполагает воздействие на всю систему производственно-сбытовой деятельности предприятия и учет системы факторов конкурентной среды. Управление конкурентоспособностью представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в ходе разработки, проектирования, производства, продвижения, реализации и послепродажного обслуживания продукции в целях создания ее привлекательности для конечного потребителя и предполагающих сбалансированное воздействие, на экономические показатели деятельности предприятия исходя из критерия прибыли. Была разработана комплексная модель привлекательности и конкурентоспособности товара.
Она включает совокупность взаимодействующих на нее элементов с учетом интересов (выгод) потребителей, производителей и торговых предприятий:
социальный аспект является превалирующим, так как учитывает интересы и выгоды конечных потребителей и включает такие сущностные признаки конкурентоспособности товара, как качество продукта, цену приобретения и потребления, сервисное обслуживание, информативность товара;
производственно-маркетинговый аспект учитывает интересы производителей. К нему относятся следующие показатели конкурентоспособности товара: экономические показатели (прибыль, объем продаж, рентабельность продаж, себестоимость); финансовые (увеличение капитала, стабильность финансового положения); маркетинговые (емкость рынка, рыночная доля, престиж торговой марки, лояльность потребителей к торговой марке, степень известности товара на рынке, рекламирование); технологические показатели (серийность производства, объемы выпуска, уровень использования оборудования, материало-, энерго-, трудоемкость изделия, технологичность товара, сроки производства, наличие необходимых производственных мощностей, уровень развития сбытовой сети, возможность производства уникального товара, модифицированного продукта, уровень автоматизации производства, уровень квалификации персонала и др.);
торгово-маркетинговый аспект конкурентоспособности товара отражает интересы и выгоды торговых предприятий и включает следующие показатели: прибыль от реализации, рост объемов продаж, рекламную поддержку, скидки, отсрочку платежа или оплату по мере реализации, доставку товара в торговое предприятие транспортными средствами производителя, возможность беспрепятственного возврата товара и др.
На наш взгляд, предлагаемая модель конкурентоспособности продукции позволит производителям учитывать интересы всех субъектов рынка, предусматривать многообразие параметров, влияющих на конкурентоспособность товара, планировать и реализовывать стратегии производства, продвижения и сбыта таким образом, чтобы товар имел успех на рынке, а усилия товаропроизводителей и торговых предприятий были направлены на повышение конкурентоспособности товара.
Итак, конкурентоспособность продукции - это характеристика товара или услуги, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара или услуги. Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание
Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
Публикации по экономике >>>
Кластеризация как основное направление развития конкурентной среды транспортной инфраструктуры и лесозаготовительного комплекса
Актуальность
темы исследования.
Лесозаготовительная
промышленность является основой лесопромышленного комплекса (ЛПК): именно
данная отрасль обеспечивает ресурсами все остальные отрасли лесной
промышленности. Причем сырьевая база российского ЛПК не менее богата, чем у
признанных на сегодняшний день лидеров российской экономики - нефтегазовой и металлургической
промышленности. Россия является мировым лидером ...
Направления совершенствования финансового состояния предприятия на примере ООО Евротара
Развитие экономики России на современном этапе
характеризуется неоднозначной и изменяющейся экономической средой.
Чтобы повысить эффективность производства, чтобы не оказаться
на грани банкротства предприятия обязательно должны проводить общий финансовый
анализ, эффективно распределять финансовые ресурсы (инвестиционная политика и
управление активами), обеспечивать предприятие финансовыми ресурсами (управлять
...