Основные характеристики конкуренции
Достигнутая в условиях равновесия экономическая эффективность предполагает использование наличных ресурсов и технологических возможностей. При этом выигрыш каждого конкурента ограничен и ведет к существенным убыткам у других участников соревнования.
Прибыль выступает здесь как результат предпринимательской активности при стандартных возможностях. Й. Шумпетер (1883-1950), выдающийся представитель австрийской экономической школы и идеолог предпринимательства, называет подобную прибыль статической. Здесь экономическая эффективность не в состоянии вывести производство на новый уровень. Последний связан с инновационными (новаторскими) действиями и формирует новый тип конкуренции. Эти состояния возникают при создании нового товара, новой технологии, обретении нового источника сырья или внедрении новой структуры управления. Здесь конкурентная борьба идет не за достижение верхнего предела традиционной рентабельности. Конкурент-новатор подсекает самые основы существования других фирм. Конкурент-новатор скачкообразно опережает соперников, уходит далеко вперед. Само соперничество в классической форме как бы исчезает, совершенная конкуренция становится невозможной и даже абсурдной, она никак не может быть принята в качестве модели максимальной эффективности. Механизм инновационной конкуренции сработан из нового материала. Предложенная Шумпетером гипотеза применима к условиям - созидательного разрушения, скачка в развитии производительных сил.
В условиях же эволюционной динамики, когда конкуренция правит бал на рынке, альтернативой совершенной конкуренции выступает так называемая несовершенная конкуренция.
Конкуренция считается несовершенной в тех случаях, когда отдельные экономические агенты могут продать или купить товары в количествах, влияющих на уровень цен. Мы встречаемся, таким образом, с устойчивым возрастанием отдачи от масштабов производства, т.е. с потенциальной возможностью монополизации данной отрасли. Ее реализация непосредственно обусловлена не производственно-техническими, а рыночными обстоятельствами, размерами спроса и предложения данной продукции.
Итак, с другой стороны, конкуренцию можно рассматривать как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений национального хозяйства в форме государственных и частных фирм.
Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн.
Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления:
на изменение цен покупателей и продавцов;
на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ;
на отклонение рыночной цены от точки равновесия.
Функциями конкуренции являются:
обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;
стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;
дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);
давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
ликвидация неконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, преобразование и т.п.;
стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
Для успешной конкуренции на рынке любой фирме, прежде всего, необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Для этого необходимо знать: кто готов купить данный товар или услугу; почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу; в каком виде потребитель желает получать ваш товар; в какое время он намерен покупать ваш товар; где он хотел бы покупать ваш товар; какими партиями и как часто он готов покупать ваш товар и т.д.
Необходимо также знать емкость рынка и многое другое. Способность рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим достоинством. Информация - это сведения о том, что и при каких обстоятельствах хотят делать другие.
Исходя из вышесказанного можно отметить правила конкуренции:
фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования;
чтобы, как говорится, обхитрить равновесную цену, фирма продает свои изделия по общей для всех равновесной цене, но при этом старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене;
если обнаружится, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены из-за больших затрат на единицу продукции, то следует принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам относится модернизация (обновление) техники и технологии, реконструкция производства (его перестройка по-новому). Если для этих преобразований нет необходимых средств, то придется закрывать предприятие;
Публикации по экономике >>>
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО Кузбасская экологическая фирма
Цели выполнения курсовой работы:
. Закрепить и углубить знания, полученные в
процессе теоретического изучения курса "Комплексный экономический анализ
хозяйственной деятельности";
. Выработать навыки самостоятельной творческой
работы и умение применять полученные знания для комплексного анализа
экономических результатов деятельности предприятий;
. Научиться пользоваться литературой, справоч ...
Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии
Тема курсовой работы «Место и роль инвестиций в
макроэкономическом развитии».
Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью. Инвестиции
играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Инвестиции
оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости,
структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйствования.
В условиях существующего финансового кризиса роль и ...