Конкуренция и антимонопольное регулирование

содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Этот орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, о принудительном разделении данных субъектов или выделении структурных подразделений из их состава, ,о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

МАП осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений' на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций.

Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом - Федеральной антимонопольной службой.

Предварительный контроль

Требуется согласие антимонопольного органа:

. На создание, реорганизацию или слияние коммерческих организаций если при слиянии суммарная стоимость активов превысит 3 млрд.руб или суммарная выручка за прощедший год превышает 6 млрд.руб либо если одна из организаций включена в реестр.

. На совершение сделок с акциями, имуществом или другими правами, если суммарная стоимость активов по группе лиц, приобретающих акции, права или имущество первышает 3 млрд.руб или если их суммарная выручка превышает 6 млрд.руб за последний год.

. Приобретение лицом или группой лиц голосующих акций, если такое лицо или группа лиц получают право распоряжаться более чем 25% указанных акций.

Последующий контроль

Предусматривает направление в антимонопольный орган сведений при создании путем слияния коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка за календарный год, предшествующий слиянию превышает 200 млн.рублей.

Система антимонопольного регулирования включает в себя также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие санкции.

Государственное регулирование естественных монополий

В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых следует назвать такую, как обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, - это так называемые естественные и государственные монополии.

Естественная монополия - такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному закону «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. к ним отнесены:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Использование основных производственных фондов
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Производственные фонды участвуют в процессе производства и являются самой главной основой деятельности любого предприятия. Они представляют собой наиболее дорогостоящую часть средств производства и обслуживают бо ...

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.