Коррупция и ее негативное влияние на экономику Украины
На сегодня сложились две альтернативные концепции, репрезентующие роль коррупции в экономике.
Так, позитивный взгляд на коррупцию связан с тем фактом, что в краткосрочном периоде она может несколько повысить эффективность экономики, пренебрегая некоторыми общественными институциями. Это явление получило название "смазка колес" - как способ преодоления слишком жестких законодательных норм, средство избежания банкротства, альтернатива реформам. В 1985 г. Ф. Луи утверждал, что "взяточнические стратегии минимизируют среднюю стоимость ожидания в очереди, а чиновники могут ускорить обслуживание после получения взятки". В 70-х годах Н. Леф из Колумбийского университета доказывал, что "коррупция может вносить элемент конкуренции в то, что при других условиях было бы удобной промышленной монополией, а предложение наибольших взяток становится одним из принципиальных критериев распределения". При честной конкуренции тех, кто дает взятки, государственный контракт выигрывает фирма, которая предложит наибольшую взятку, а такую взятку может предложить только фирма с самыми низкими производственными затратами. В условиях узурпированной национальной экономики "коррупционный налог", который платят как физические, так и юридические лица, является результатом не столько их собственного выбора в пользу использования нелегальных механизмов достижения определенных целей, сколько невозможности применить легальные механизмы, которые нередко оказываются для экономических агентов более обременительными, чем нелегальные.
Негативный взгляд на коррупцию (рис. 2) основывается на том, что в долгосрочном периоде она снижает эффективность экономики и общественных институций, влечет за собой консервацию неэффективных институциональных ограничений и искажение идеологии. Распространение коррупции создает для бюрократов стимулы еще больше искажать общественные институции, извращать систему распределения, завышать стоимость трансакций. В Украине для групп, присваивающих контроль над финансовыми и политическими ресурсами, характерны еще большие (по сравнению с советской системой) "сплоченность", осознание собственных интересов и способность к их защите (в частности, перераспределение собственности и сфер влияния, доступ к государственным активам). В государственном управлении нередко наблюдается действенность так называемых "административного ресурса" и "телефонного права", что, в свою очередь, усугубляет недоверие и отчужденность населения.
Рис. 2. Негативное влияние коррупции на общество
Административный ресурс является барьером для вступления на политический рынок, своеобразным проявлением монополизма на нем. О монополизме на политическом рынке могут свидетельствовать разные "сигналы": количество кандидатов, выдвигающих свои кандидатуры на выборах; возможность исключения из конкурентной борьбы наиболее опасного конкурента; возможность переноса выборов на время, удобное для действующего главы исполнительной власти. Для определения уровня монополизма кандидата, поддерживаемого местными властями, необходимо учесть политическую ориентацию региона, поскольку выборы того или иного кандидата могут быть результатом не только усилий представителей исполнительной власти, но и влияния той или иной партии в регионе. Поэтому процент тех, кто проголосовал за действующего главу исполнительной власти, необходимо скорректировать на политическую ориентацию региона.
Связь с местными олигархами может быть проиллюстрирована фактами налоговых освобождений и других льгот. Компании, пользующиеся прямой поддержкой и патронажем местных властей, нередко имеют существенные налоговые преимущества, налоговые заказы и другие формы финансовой помощи. Если налоговые освобождения используют лишь некоторые компании региона, то в нем возникает дуализм норм. Именно этот факт не только питает административный ресурс, но и способствует ограничению экономической конкуренции. И хотя сегодня новые властные группы (если сравнивать их с бывшей номенклатурой) утратили монополию на идеологию, монолитность и закрытость, все же они прибегают к нетранспарентным методам управления и разрешения конфликтов. Сохраняются рецидивы "эксплуатации" должностного статуса для получения ренты и использования власти как бизнеса. Бюрократическая среда может также способствовать непотизму и фаворитизму, "эксплуатируя" такое качество человека, как преданность (назначение "своих" людей, покупка должностей), и оттесняя профессиональный менеджмент на второй план. В таблице 4 приведены основные типы коррупционного поведения (взяточничество, откат, подкуп, вымогательство, непотизм, фаворитизм) с выделением их важнейших черт. Все эти типы коррупции объединены использованием служебного положения в частных интересах - своеобразной "приватизацией государства" (отметим, что такие явления, как разбазаривание, мошенничество, сговор и злоупотребления, можно отнести к коррупции лишь условно).
Публикации по экономике >>>
Использование факторинга в управлении дебиторской задолженностью ООО Формула делового мира
Актуальность
темы работы состоит в том, что в связи с ростом конкуренции на товарных рынках
и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять отсрочку или рассрочку
платежа своим клиентам, выступая тем самым в качестве кредитора и принимая на
себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению
оборотных средств поставщиков, отрицательно влияя на показатели их финансовой
отчетности. Нач ...
Инновационная деятельность предприятий
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от
подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных
условиях осуществлять специальную экономическую политик ...