Понятие безработицы
Безработица определяется как контингент лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих ее в рассматриваемый период.
Безработица - неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Число безработных значительно возрастает в периоды кризисов и уменьшается в периоды подъемов. Считается, что в известной мере умеренная безработица является источником для экономического роста, т.к. представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства, наличие безработицы усиливает стимулы предпринимательской деятельности, страх потерять работу является самым лучшим организатором дисциплины труда и др. В силу отмеченных причин умеренная безработица (от 3 до 5% занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики [5, с 69].
Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы (в состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные). Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Имеются региональные, возрастные, половые, национальные и иные различия.
В неоклассической модели безработица возникает как результат нарушения законов рынка из-за вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов. Эти нерыночные силы влияют на уровень заработной платы и не дают ей упасть до равновесного состояния, поэтому предприниматели не могут предложить работу всем желающим по требуемым ставкам оплаты труда. Следовательно, в неоклассической модели безработица носит добровольный характер, поскольку означает отказ работников трудиться за низкую оплату своего труда [8, с 33].
В кейнсианской модели безработица происходит в результате нехватки совокупного спроса на товары и услуги, из-за чего предприниматели сокращают спрос на факторы производства, в т.ч. и рабочую силу. Следовательно, она носит не добровольный, а вынужденный характер.
Таким образом, безработица является предметом исследования всех экономических школ.
Публикации по экономике >>>
Процесс развития конкурентоориентированности студентов
Педагогический
процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных
действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение
системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике
[11].
В учебный
план всех специальностей включены практические занятия по той или иной
дисциплине, где студенты имеют возможность применить полученные ранее з ...
Новая экономика
В последних десятилетиях XX века мы стали
свидетелями появления новой стадии развития человечество - стадии построения
постиндустриального общества. Постиндустриальное общество - это общество, в
экономике которого в результате научно-технической революции и существенного
роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства
товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся ...