Развитие конкурентоспособности в процессе обучения
Развитие нашей страны в сторону рыночных отношений, несомненно, отразилось на всех общественных институтах. Такие экономические понятия как спрос, предложение и конкурентоспособность стали применяться и в оценке качества образования. Не последним критерием, подтверждающим целесообразность существования любого образовательного учреждения, является конкурентоспособность его выпускников.
Динамика изменяющихся требований к новым специалистам на рынке труда противоречит традиционной системе профессиональной подготовки специалистов, что порождает основную проблему повышения качества подготовки специалистов.
Реформирование системы высшего профессионального образования было обусловлено нормативно-правовой базой международных договоров и федеральных законов Болонской декларации, законом РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепцией модернизации российского образования до 2010 г., Федеральной программой развития российского образования до 2010 г., Государственным стандартом высшего профессионального образования [15,16].
Анализ развития высшего профессионально образования показывает, что современный выпускник должен обладать определенными личностно-профессиональными качествами и компетенциями, которые имеют тенденцию к постоянному расширению и определяются конкуренцией между выпускниками на рынке труда [2].
Уточним понятийный аппарат, и рассмотрим определения конкуренции и конкурентоспособности.
С экономической точки зрения в определении понятия конкуренции делается акцент на субъектную составляющую, под которой понимается соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта. Г.Д. Азоев делает уточнение, которое определяет конкуренцию как «соперничество между людьми по достижению ими одной и той же цели» [1].
Определение, данное М. Портер, позволяет нам представить конкуренцию как динамичный и саморазвивающийся процесс [9], который жизненно необходим как обществу, так и личности. В этом случае, конкуренция является стимулом развития личности и смыслом ее деятельности.
С точки зрения педагогического процесса, согласно С. А. Прокопенко конкуренция может быть представлена совокупностью педагогических условий, состоящих из определенных «элементов: среда-противоречие, противоположность, недостаток, механизм-сигнал: взаимодействие, предпочтения и интерес-ресурс приобретение, развитие» [10]. Рассмотрение понятия в этом ключе позволяет педагогам высшей школы включать конкуренцию в педагогический процесс для повышения эффективности и качества подготовки.
Таким образом, конкуренция на рынке образовательных услуг проявляется как возникающие противоречия в задачах, целях и средствах их достижения, между спросом на конкурентоспособного специалиста и предложением, как способностью личности к проявлению различных уровней профессиональных компетенций, между набором личностных качеств и требованиями работодателей.
Следует отметить, что единство целей и задач профессиональной подготовки выступает в данном случае объединяющим элементом, а проявление различных уровней компетенции, которые можно представить, как личностные качества, размыкают единство с другими людьми, подчеркивая личностную значимость и своеобразие образа, предоставляя место для творчества.
Конкуренция между выпускниками обусловлена стремлением будущих специалистов к конкурентоспособности.
Конкурентоспособность на рынке труда - следует понимать как соответствие работников требованиям рынка, как совокупность характеристик, определяющую позиции конкретного работника или отдельных групп работников на рынке труда, позволяющую им претендовать на занятие определенных вакансий [12]. Понятие конкурентоспособности отражено в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (22 мая 1991 г.), где конкурентоспособность определяется как «состязательность хозяйствующих субъектов» [15,16].
Публикации по экономике >>>
Процесс организации аналитической деятельности на предприятии торговли
Данная
тема актуальна, потому что организация аналитической
деятельности на предприятии торговли способствует своевременному
принятию разумных и обоснованных управленческих решений и повышает
эффективность деятельности предприятия. На
современном этапе развития нашей экономики вопрос организации аналитической
деятельности на предприятии торговли является актуальным, т.к. от финансового
состояния предприятия за ...
Малое предпринимательство
Актуальность
данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого
предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике.
В
работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены
положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию
малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого
предпри ...