Теоретические основы мотивации персонала
В современных условиях функционирования экономики роль личности работника приобретает все большую значимость. Именно кадровый потенциал в наибольшей степени влияет на эффективность организаций всех форм собственности и сфер деятельности. Поиск действенных способов управления трудом - одна из важнейших задач любого бизнеса. Мотивация труда - это одна из важнейших функций менеджмента, рассматриваемая как сложный процесс побуждения работника к определенной деятельности с помощью внутренних и внешних факторов для достижения личных, коллективных и общественных целей. [15, с.9].
Цель мотивации - формирование комплекса условий, побуждающих работника к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом [2, с.15].
Процесс мотивации труда, протекающий циклически, представлен на рисунке 11.
Рисунок 11 - Модель мотивации
Каждый цикл процесса мотивации может усиливать или ослаблять мотивы труда. Если оценка труда работника справедлива, он морально поощряется, вознаграждение растет, то его мотивация усиливается, и наоборот [21, с.364].
Основными функциями мотивации являются:
- побуждение к действию - мотивированный работник обязательно совершает необходимое менеджеру трудовое действие, выполняет порученное задание;
- направление деятельности - именно мотивация задает деятельности целенаправленный характер;
- контроль - мотивация обеспечивает необходимый контроль за правильностью выполнения действия и обеспечивает требуемую модель поведения работника [5, с.29].
Существуют различные способы мотивации и различные подходы к их классификации с точки зрения характера воздействия на работника. По способу воздействия различают прямые и косвенные способы мотивации.
К прямым способам мотивации относятся:
- нормативная мотивация;
принудительная мотивация.
К нормативной мотивации относятся методы убеждения, агитации, внушения, вознаграждения.
Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований, а также использующая наказания, взыскания, увольнения в случае неисполнения.
Использование методов стимулирования на практике носит комплексный характер, подразумевающий сложное переплетение различных видов и форм организации стимулирования в зависимости от объектов управления и направления их деятельности.
По форме воздействия на работника предприятия мотивация может быть внутренней и внешней [8, с.145]. Способы мотивации представлены на рисунке 12.
Рисунок 12 - Способы мотивации
Внутренняя мотивация включает в себя свободу действий, возможность использовать и развивать навыки и умения, интересную работу и возможность развития и продвижения.
К внешней мотивации относятся материальные и моральные поощрения, наказание и критика. Внешние мотивационные факторы влияют мгновенно и сильно, но не обязательно действуют долгое время, в отличие от внутренних, имеющих более продолжительное и глубокое влияние.
Рассматривая мотивацию как воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей, д. э. н., профессор Борис Михайлович Генкин разделяет внутреннюю мотивацию по значимости работ на содержательную и статусную или ролевую, а внешнюю - на административную, экономическую, социальную [8, с.138].
Административная мотивация означает выполнение работы по команде, приказу, т. е. по прямому принуждению с соответствующими санкциями за нарушение установленных норм.
Публикации по экономике >>>
Коммерческое ценообразование
Цена в условиях рыночной экономики - важнейший экономический
параметр, характеризующий деятельность предприятия. Ценообразование в
общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой
хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от предприятий розничной
торговли, которые для покрытия расходов от реализации товаров включают торговую
надбавку в розничные цены, предприятия общественного питания ...
Занятость населения Беларуси
Занятость как результирующий показатель рынка
труда
Общая характеристика рынка труда
Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка,
каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и
цены на него через взаимодействие спроса и предложения.
Объективность существования рынка труда обусловлена наличием
характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предло ...