Общая характеристика факторинга

В настоящее время коммерческие банки в нашей стране постепенно осваивают все новые банковские операции, к которым относится и факторинг. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса испытывают нехватку оборотных средств. Факторинг, в свою очередь, может сыграть существенную роль в развязке взаимных неплатежей и ускорении платежно-производственного цикла.

Преимущество факторинга перед обычным кредитованием заключается в том, что, привлекая кредитные ресурсы, финансовый отдел компании однократно распределяет привлеченные средства (проект, оборотные активы), в то время как финансирование в рамках факторингового обслуживания предусматривает постоянный комплекс финансовых услуг, включая как финансирование, так и административное управление задолженностью. Еще одно важное преимущество факторинга, помимо вышеназванных, состоит в том, что это беззалоговая сделка. Единственным обеспечением является переуступленная задолженность.

Вместе с тем рынок факторинговых услуг в России пока ограничен небольшим количеством банков и компаний ввиду целого ряда причин. Остановимся на некоторых ключевых моментах.

Во-первых, это отсутствие «культуры» предоставления отсрочки. Оплата товара с отсрочкой платежа была признана способом расчетов только для проверенных предприятий. Применение отсрочки, а следовательно, и факторинга ко вновь созданным контактам было практически невозможно.

Во-вторых, только последние несколько лет форма расчетов между предприятиями приобрела безналичный характер. Ранее большая часть взаиморасчетов проходила в «cash», что значительно усложняло даже получение коммерческого кредита в банках. До сих пор в составе большинства ведущих коммерческих банков есть отделы и управления, анализирующие финансовое состояние предприятий на основании недекларируемой финансовой отчетности. Факторинг - комплекс финансовых услуг, предоставляемый банком или факторинговой компанией на основании подтвержденной отчетности и платежеспособности дебитора по безналичному расчету. Иная сторона бизнеса в расчет не принимается.

Ну и конечно, факторинг - это один из самых дорогостоящих банковских продуктов. Его высокая стоимость обусловлена тем, что банку приходится содержать большое количество персонала для анализа дебиторской задолженности, прогнозирования в режиме on-line объемов финансирования в соответствии с планами развития компаний-клиентов, поддержания высокого уровня программного обеспечения.

Стоимость факторинга увеличивается и в силу отсутствия кредитных бюро по анализу и контролю за дебиторской задолженностью компаний, а также сложности арбитражного (судебного) разбирательства в случае предъявления исков в суд. Так, сегодня из-за того, что банк не может точно оценить риск по клиенту (неясность с арбитражем и отсутствие кредитных историй), средняя ставка по факторингу составляет 18 - 35% годовых в рублях.

Еще одним препятствием на пути развития факторинга в России является невысокая информированность компаний о возможностях и условиях данного вида кредитования (многие компании не знают о том, что такое факторинг и как им пользоваться в интересах своего бизнеса).

В то же время развитие бизнеса в различных отраслях экономики, где борьба за потребителя предъявляет повышенные требования к логистике, решению вопросов сбыта и гибкости ценовой политики поставщиков, постепенно повышает интерес к факторингу как инструменту поддержания финансовой стабильности компании вне зависимости от платежной дисциплины ее покупателей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО Уником-Л)
Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия. В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном п ...

Кривая производственных возможностей. Осуществление ценовой дискриминации
Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства. Производство - это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный п ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.