Инфляция, ее сущность, факторы и причины возникновения
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин «инфляция» означает переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и как результат - повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. По сути, инфляция - это обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества и потребительской ценности. Она вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.
Во всех случаях инфляцию следует рассматривать как:
нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;
явный или скрытый рост цен;
натурализация процессов обмена (бартерные сделки);
снижение жизненного уровня населения.
Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где нет баланса государственных доходов и расходов, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.
Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода. В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер, часто вызываемый политическими факторами, т.е. находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Полностью исключить инфляцию в рыночных условиях хозяйствования невозможно, поэтому появилось понятие «управляемая инфляция». Глубинные процессы инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.
Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией покупателей (инфляцией спроса) и инфляцией продавцов (инфляцией издержек). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но не равнозначные причины инфляции: одна - со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая - со стороны предложения (рост производственных издержек).
Инфляция спросаобусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен в условиях недостаточного эластичного производства, способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.
Примером такой инфляции был СССР конца 80-начала 90-х годов, когда заработная плата населения росла, а объём производства потребительских и других товаров и услуг снижался.
При инфляции спроса в платежном обороте существует определённый «навес» избыточной массы денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесценение денег.
Общей причиной повышения цен является увеличение совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD смещается вправо - вверх. Равновесный уровень цен увеличивается с Р1 до Р2 (рис. 1).
Рисунок 1.
Инфляция спроса
Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: MS´V=P´Q.
Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P.
Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.
Инфляция издержек (предложения).
Её рассматривают обычно с позиции роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработанную плату. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, и требуется индексация заработанной платы. Её увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли, объёмов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличения зарплаты, увеличение зарплаты влечёт за собой повышение цен - теория «инфляционной спирали» заработанной платы и цен.
Публикации по экономике >>>
Деятельность туристической фирмы Мади Тур
Фирмы, предлагающие вам отправиться на другой конец света, обычно
представляют собой один из двух вариантов: туроператоры и турагенты.
Туроператор - оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой
туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом
через сеть розничных турагентств.
Туроператор сам формирует турпродукт. Он выходит на зарубежных партнеров
и напрямую заключает с н ...
Мониторинг развития человеческого потенциала как инструмент поддержания экономического равновесия Санкт-Петербурга
Аналогично физическому капиталу человеческий капитал как
запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться, но и
материально и морально изнашиваться. Моральный износ человеческого капитала,
так же как и физического, как правило, наступает раньше материального.
Таким образом, навыки, умения, знания в соответствии с
теорией человеческого капитала становятся капиталом на том основании, что:
...