Инфляция, ее сущность, факторы и причины возникновения

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Термин «инфляция» означает переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и как результат - повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. По сути, инфляция - это обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества и потребительской ценности. Она вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.

Во всех случаях инфляцию следует рассматривать как:

нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;

явный или скрытый рост цен;

натурализация процессов обмена (бартерные сделки);

снижение жизненного уровня населения.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где нет баланса государственных доходов и расходов, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода. В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер, часто вызываемый политическими факторами, т.е. находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Полностью исключить инфляцию в рыночных условиях хозяйствования невозможно, поэтому появилось понятие «управляемая инфляция». Глубинные процессы инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией покупателей (инфляцией спроса) и инфляцией продавцов (инфляцией издержек). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но не равнозначные причины инфляции: одна - со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая - со стороны предложения (рост производственных издержек).

Инфляция спросаобусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен в условиях недостаточного эластичного производства, способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.

Примером такой инфляции был СССР конца 80-начала 90-х годов, когда заработная плата населения росла, а объём производства потребительских и других товаров и услуг снижался.

При инфляции спроса в платежном обороте существует определённый «навес» избыточной массы денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесценение денег.

Общей причиной повышения цен является увеличение совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD смещается вправо - вверх. Равновесный уровень цен увеличивается с Р1 до Р2 (рис. 1).

Рисунок 1.

Инфляция спроса

Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: MS´V=P´Q.

Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P.

Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.

Инфляция издержек (предложения).

Её рассматривают обычно с позиции роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработанную плату. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, и требуется индексация заработанной платы. Её увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли, объёмов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличения зарплаты, увеличение зарплаты влечёт за собой повышение цен - теория «инфляционной спирали» заработанной платы и цен.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Деятельность туристической фирмы Мади Тур
Фирмы, предлагающие вам отправиться на другой конец света, обычно представляют собой один из двух вариантов: туроператоры и турагенты. Туроператор - оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных турагентств. Туроператор сам формирует турпродукт. Он выходит на зарубежных партнеров и напрямую заключает с н ...

Мониторинг развития человеческого потенциала как инструмент поддержания экономического равновесия Санкт-Петербурга
Аналогично физическому капиталу человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться, но и материально и морально изнашиваться. Моральный износ человеческого капитала, так же как и физического, как правило, наступает раньше материального. Таким образом, навыки, умения, знания в соответствии с теорией человеческого капитала становятся капиталом на том основании, что: ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.