Понятие и сущность основных средств. Виды оценки
Понятие и сущность основных средств
Основные средства представляют собой наиболее существенную часть активов промышленного предприятия. Под активами предприятия понимается имущество, находящееся во владении предприятия.
Рисунок 1 - Структура активов предприятия
По функциональному назначению основные средства (фонды) делятся на производственные и непроизводственные.
Непроизводственные основные фонды предприятия - это основные фонды, непосредственно не участвующие в производственном процессе (жилые дома учреждения здравоохранения и т.д.), но находящиеся в ведении предприятия.
Основные производственные фонды - это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда в производственном процессе или создающих условия для его осуществления.
К характерным признакам основных производственных фондов относятся:
а) они не входят в готовую продукцию материально и в процессе производства сохраняют свою первоначальную натуральную форму;
б) используется многократно в повторяющихся производственных процессах;
в) для первоначального ввода их в действие требуют единовременных капиталовложений, а в процессе эксплуатации - модернизации и ремонта (в связи с износом);
г) переносят свою стоимость на продукт постепенно, по мере износа.
В зависимости от однородности производственного назначения и натурально-вещественного состава основные производственные фонды подразделяются на следующие группы:
) здания - архитектурно-строительные объекты, предназначенные для создания необходимых условий труда. К зданиям относятся производственные корпуса цехов, административные корпуса, производственные лаборатории, склады, гаражи и т.п.;
) сооружения - инженерно-строительные объекты, предназначенные для выполнения технических функций, необходимых для осуществления процесса производства и не связанных с изменением предметов труда. К сооружениям относятся тоннели, мосты, железнодорожные пути и т.д.;
) передаточные устройства - устройства, с помощью которых передаются энергия различных видов (например, электро- и теплосети), а также жидкие и газообразные вещества (газо- и нефтепроводы).
) машины и оборудование, в том числе:
рабочие машины и оборудование, используемые для непосредственного воздействия на предмет труда или для его перемещения в процессе создания продукции, т.е. непосредственно участвующие в производственном процессе (станки, прессы, литейные машины, подъемно-транспортное оборудование и пр.);
силовые машины и оборудование, предназначенные для выработки и преобразования энергии (электродвигатели, генераторы, дизельные установки);
измерительные, регулирующие и контролирующие устройства и приборы, лабораторное оборудование и т.п.;
вычислительная техника;
прочие машины и оборудование.
) транспортные средства, предназначенные для транспортировки грузов и людей в пределах предприятия (внутрицеховые и межцеховые) и вне его;
) инструменты и приспособления;
) производственный и хозяйственный инвентарь.
К основным фондам (или к основным средствам) не относится:
) предметы со сроком службы менее одного года независимо от их стоимости;
) предметы со стоимостью за единицу меньше установленной законодательством величины независимо от срока их службы;
) специальные инструменты и приспособления независимо от их стоимости;
) спецодежда и спецобувь независимо от стоимости и срока службы.
В зависимости от степени воздействия на предмет труда и степени участия в производственном процессе основные производственные фонды разделяются на активные и пассивные. К активным относятся такие основные фонды, которые непосредственно участвуют в процессе производства (машины и оборудование, инструменты и приспособления, транспортные средства). Все остальные основные фонды относятся к пассивным, так как они непосредственно не воздействуют на предметы труда, а создают условия для нормального протекания производственного процесса (здания, сооружения, производственный и хозяйственный инвентарь).
Публикации по экономике >>>
Качественная оценка надежности процессов
Вариант
8
Уровни В
Уровни А
Среднее значение по строкам
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
С1
32 35 38 40 30
29 42 37 32 45
39 49 29 35 43
43 38 44 50 45
63 60 66 70 56
43,6
С2
30 33 36 40 26
...
Пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО Уником-Л)
Конечная
цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не
случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы.
Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг
фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
В
современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего
руководители предприятий находятся в постоянном п ...