Методы проведения аналитической работы
- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
- сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
При анализе ряда экономических явлений, процессов используются не один - три показателя, а целая система показателей, что вызывает объективную необходимость разработки или использования готовой методики его проведения.
Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия. Различают общую и частную методику. Первая представляет систему исследования, используемая при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики. Частная методика, в свою очередь, конкретизирует общую относительно к определенным отраслям экономики.
Любая методика анализа будет представлять собой наказ или методологические советы по исполнению аналитического исследования.
Методика включает: задачи и формулировки целей анализа; объекты анализа; системы показателей, с помощью которых будет исследоваться объект; советы по последовательности и периодичности проведения анализа; описание способов исследования изучаемых объектов; источники данных, на основании которых производится анализ; указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части анализа); технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации; характеристики документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа.
Различают несколько методологических приемов (таблица 1.3).
Таблица 1.3 - Основные методы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Название методов |
Содержание методов |
Неформализованные методы |
Логическое, субъективное исследование |
- экспертный |
Оценка ситуации высококлассными специалистами |
- морфологический |
Систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов |
- рейтинговый |
Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей |
- фактографический |
Анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах |
- мониторинг |
Детальный, систематический анализ изменений |
- логическое моделирование |
Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц |
- фундаментальный |
Изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики |
- технический |
Отражение желаемых сглаженных результатов |
Формализованные методы |
Строгие формализованные аналитические зависимости |
- факторный |
Выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов |
- конъюнктурный |
Установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения |
- математический |
Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование. |
- статистический |
Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполярный, ковариационный анализ; методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики |
- методы исследования операций и принятия решения |
Использование теории графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование |
- экономические |
Матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой бизнес |
- экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование |
Дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная интуиция; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование |
Публикации по экономике >>>
Контроль и управление оборотными средствами предприятия
рентабельность
Каждое
предприятие, осуществляющие хозяйственную деятельность, должно иметь оборотные
активы, которые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации
продукции. Совершенствование системы формирования и использования оборотных
активов на предприятии сегодня является одним из главных факторов повышения
экономической эффективности производства на современном этапе развития
отечественной ...
Пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО Уником-Л)
Конечная
цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не
случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы.
Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг
фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
В
современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего
руководители предприятий находятся в постоянном п ...