Проблемы ЖКХ

В настоящее время каждый четвертый горожанин живет в помещениях, исчерпавших свой эксплуатационный ресурс. В стране сохраняется тенденция к увеличению аварийного и ветхого жилищного фонда (на уровне 0,7%). Централизованными системами водоотведения обеспечено лишь 5,6% населенных пунктов Украины. Изношенность основных фондов в системе водоснабжения составляет свыше 62%, 25% водопроводных очистных сооружений нуждаются в восстановлении, каждая пятая насосная станция отработала нормативный срок амортизации. Около 35% канализационных и более чем 37% водопроводных сетей находятся в аварийном или ветхом состоянии. Соответственно, утечки или неучтенные потери воды составляют свыше 40% отпущенного объема потребителям. Около 4,6 млн. граждан получают питьевую воду из местных источников с отклонениями от нормативных требований по физико-химическим показателям, для 2,5 млн. водоснабжение происходит по графику. Системы централизованного теплоснабжения обеспечивают потребность в тепле около 55% населения страны. При этом более 20% котельных эксплуатируются свыше 20 лет и имеют устаревшее малоэффективное оборудование, что приводит к значительным расходам топлива (на 20% выше, чем среднемировые) и высокому уровню загрязнения окружающей среды. Тепловые сети характеризуются низкой надежностью и неудовлетворительной теплоизоляцией, что обусловливает потерю более чем 11% реализуемой тепловой энергии; около 15% из них находятся в ветхом и аварийном состоянии.

Особую обеспокоенность вызывает постоянно ухудшающееся финансово-экономическое состояние предприятий ЖКХ. Так, по информации Минрегиона3, на 1 февраля 2012 г. их дебиторская задолженность составила 14,092 млрд. грн., кредиторская -

20,721 млрд. грн. Серьезность ситуации подтверждается тем, что приведенные суммы сопоставимы с объемом дефицита государственного бюджета, который в 2011 г. равнялся 23,557 млрд. грн. Дебиторско-кредиторская задолженность, несмотря на достаточно жесткие действия Правительства по обеспечению взаиморасчетов в сфере ЖКХ, особенно по природному газу, ничуть не уменьшается, а наоборот, только растет. Основная доля дебиторской задолженности приходится на задолженность населения, которая на 1 февраля 2012 г. составила 9,34 млрд. грн. (или 66%). Она из года в год увеличивается - и это при том, что тарифы для населения устанавливаются, как правило, на уровне, значительно более низком, чем реальная себестоимость услуг. Такая ситуация объясняется, с одной стороны, существенным ростом тарифов на ЖКУ за последние годы, с другой - недостаточной урегулированностью вопроса ответственности за неуплату (несвоевременную оплату) полученных услуг. Основная доля кредиторской задолженности коммунальных предприятий приходится на природный газ (на 1 февраля 2012 г.- 10,261 млрд. грн., или 50%) и все время увеличивается, даже несмотря на существенное субсидирование государством стоимости природного газа для предприятий "Теплокоммунэнерго", объем которого продолжает расти, ложась непомерным грузом на госбюджет.

Важно отметить, что характерной чертой современного ЖКХ Украины является то, что ни рост тарифов на ЖКУ, ни увеличение объемов бюджетного субсидирования на их возмещение, ни усилия соответствующих органов власти практически не сказываются на качестве предоставленных услуг и финансово-экономическом состоянии предприятий ЖКХ. Наоборот, несмотря на такие усилия, мы наблюдаем, с одной стороны, недовольство населения качеством и надежностью услуг и нагнетание социального напряжения из-за постоянного увеличения их стоимости, с другой - рост финансовой нагрузки на бюджеты, ухудшение финансовых возможностей предприятий ЖКХ, невозможность развивать жилищный фонд и коммунальную инфраструктуру.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Западно-Сибирский район
Предмет экономической географии представляет собой изучение размещения производительных сил и социально экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических, демографических, экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. В условиях становления и развития рыночных отношений для научно ...

Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясн ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.