Сущность, понятие и виды инноваций
Таким образом, инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки классификации инновации по ряду основополагающих признаков. Более того, такая классификация необходима для установления значимости того или иного вида инновационной продукции или услуги, выявления степени их влияния на повышение благосостояния населения, а также для сравнительной количественной и качественной оценки инноваций.
1 По значимости в экономическом развитии инновации можно разделить на следующие:
- интегрирующие (комплексные) инновации - инновации, полученные за счет использования (интегрирования) оптимального набора (комплекса) ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, систем, оборудования). Отличительной особенностью интегрирующих инноваций является их происхождение в зависимости от потребности рынка;
- базисные инновации - инновации, в основе которых лежат новые фундаментальные научные достижения, позволяющие создавать инновационные продукты следующего поколения. Базисные инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к «старым» открытиям. Реализация новых научных открытий или пионерских изобретений требует выполнения полного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и наличия развитой базы для ведения значительного объема прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Базисные инновации предполагают перестройку ряда смежных производств, они связаны с повышенными стартовыми инвестициями и рассчитаны на долгосрочную перспективу;
- улучшающие инновации - инновации, предполагающие использование результатов научной, проектно-технологической или организационной работы, заказанные с целью улучшения характеристик имеющихся на рынке товаров (услуг). Этот вид инноваций способствует развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей и реализации новых поколений указанных товаров (услуг).
2 По направленности результатов и по сфере приложений инновации можно разделить на:
- продуктовые (новые продукты и товары, новые услуги), предназначенные для удовлетворения тех или иных потребностей в новых товарах, новых услугах или потребностей новых потребителей;
- рыночные, открывающие новые сферы применения продукции, товара, позволяющие реализовать инновационные продукцию и услуги на новых рынках;
- инновации-процессы (технологии, организация производства, управленческие процессы), предназначенные для удовлетворения потребностей в новых, функционально ориентированных физико-химических и информационных процессах, процессах социальной и производственной организации предприятий, отраслей и регионов, а также в новых формах управления этими процессами.
3 По причинам возникновения инновации могут быть разделены на следующие:
- реактивные, которые выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами; они направлены на обеспечение выживания, сохранения и дальнейшего развития и процветания фирмы, предприятия;
- стратегические, направленные на решение перспективных задач, получение решающих конкурентных преимуществ в перспективе, внедрение которых носит упреждающий характер.
4 По степени новизны инновации следует выделить:
- радикальные инновации, которые относятся к принципиально новым продукции, услугам или процессам;
- инкрементальные, касающиеся значительного усовершенствования существующих продукции или процессов;
- инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.
Классификация инноваций по степени новизны осуществляется также по технологическим параметрам и с рыночных позиций. По технологическим параметрам инновации делятся на продуктовые, когда применяются новые материалы, полуфабрикаты, комплектующие и получаются продукция и товары с принципиально новыми функциями (продуктивные инновации - это преимущественно новые продукты); процессные, когда применяются новые технологии производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства.
Таким образом, можно отметить, что мир инноваций столь же многолик, сколь разнообразны виды человеческой деятельности. Разнообразным является и понимание термина инновации и его определений.
В этой связи необходимо обратить внимание на определение инновации, данное в Законе Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности» от 29 января 2003 года. Инновация (нововведение) - результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, признанный в соответствии с действующим законодательством объектом интеллектуальной собственности. На наш взгляд, исходя из выше перечисленных определений, данное в Законе определение больше соответствует понятию новшества, а не инновации. И, соответственно, понятие инновационной деятельности как деятельности, имеющей основной целью реализацию в общественной практике инноваций путем их практического освоения, также противоречит сделанному выводу, что инновация - это результат инновационной деятельности.
Публикации по экономике >>>
Комплексный анализ хозяйственной деятельности ОАО КААЗ
В условиях рыночной экономики целью любого предприятия является получение
максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою
производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают
от нее наивысший экономический результат. Те же предприятия, которые работают
неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они
неизбежно разоряются и прекращают свое с ...
Исследование и сравнение условий и возможностей для предпринимательской деятельности в России и развитых странах Евросоюза
В
наше время принято перенимать зарубежный опыт. Бытует мнение, что в Европе
созданы более благоприятные условия для старта и ведения предпринимательской
деятельности, чем в России. Основной целью исследования этой статьи является
сравнение и исследование возможностей и ведения предпринимательской
деятельности в России и странах Европы. Основными задачи данной статьи является
исследование отличий рынка, поведения п ...