Развитие инновационной экономики в XX в.: мировой опыт и Россия

В послевоенный период экономика стран, находящихся «за пределами железного занавеса», прошла несколько этапов смены экономической и технологической парадигмы. Их основным содержанием было дальнейшее углубление международного разделения труда и смена конкурентных соотношений между промышленно развитыми и развивающимися странами. Внутри последних также происходили глубокие системные изменения: развивающийся мир разделился на «впереди летящих» (азиатские страны: сначала Япония, затем Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур и т д.), которые постепенно стали задавать ритм, направление и характер технологических изменений странам-последователям. Рассмотрим три этапа развития инновационной экономики в ХХ веке.

. Первый этап: технологическая парадигма восстановительного периода.

Накануне Второй мировой войны практически все ведущие промышленно развитые страны (США, Россия, Германия, Великобритании, Франция, Италия) имели военно-ориентированную экономику. Ей соответствовала и технологическая парадигма - создание повой военной техники, акцент на «продуктовых технологиях», активная роль государства как основного заказчика и покупатели. Ценовая конкуренция и объемы внедрения технологий, снижающих затраты, были незначительны, борьба за покупателя, ориентация на коммерческий результат не имели смысла.

Страны Западной Европы, потерпевшие поражение во второй мировой войне, и Япония начали свое промышленное развитие с реализации стратегии «догоняющего роста».

В 1955-1961 гг. расходы на исследовании и разработки в западноевропейских странах увеличивались более чем на 20% в год. Прежде всего, был сделан акцент на развитии гражданского сектора экономики и внедрении гражданских технологий (США невольно «помогли» своим будущим конкурентам - Германии и Японии - тем, что установили предельный размер военных расходов в ВВП). Считается, что концентрация исследовательских усилий на гражданских направлениях, привлечение в эти секторы наиболее выдающихся ученых и специалистов стали причиной роста конкурентоспособности и успеха стран на мировом рынке.

На этом этапе «двигателем» прогрессивных изменении стали импортные технологии (опять же в основном американские), направленные на развитие базовых отраслей, выпускающих стандартизированную продукцию (что вполне соответствовало задачам восстановительного этапа). Основные расходы на исследования и разработки были связаны с адаптацией зарубежных технологий. Так, в 1960г. платежи Японии по импорту технологий составили 94,9 млн. дол., Франции - 90,8 млн. дол., Западной Германии- 127,5 млн. дол. (в 1965 г. эти цифры составили соответственно - 167 млн. дол., 213 млн. дол. и 195,2 млн. дол.).

Усиление значения технологического превосходства в области производства гражданской продукции, особенно потребительского назначения, сопровождалось потерей США лидирующих позиций на мировом рынке в целом: росло отрицательное сальдо торгового баланса и уменьшались торговые преимущества в секторе высоко технологических товаров. Уже в 1985г. превышение экспорта высокотехнологических товаров над их импортом в США составило всего 3,5 млрд. дол.

Итак, результатом первого этапа смены экономическом и технологической парадигмы стало появление конкурентов для США, ориентированных на внедрение нововведении в гражданское производство, уделяющих особенное внимание рынку и рыночным стратегиям, формирующих новые условия международного разделения груда.

. Второй этап: переход к ресурсосберегающей технологической парадигме.

Шоком, вызвавшим глубокие изменения в экономической и технологической парадигме практически всех промышленно развитых стран, стал нефтяной кризис 1970-х годов. Цена нефти на мировом рынке увеличилась с 2,51 дол. за баррель в 1972 г. до 10,79 дол. в 1974 г. Второй нефтяной кризис, начавшийся в 1979 г., привел к повышению цен на нефть до 37,29 дол. за баррель в 1981 г. Именно эта ситуация вызвала необходимость проведения глубоких системных изменений в национальных экономиках стран-нефтеимпортеров, стала импульсом для глубокой модернизации и серьезных прогрессивных изменений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Процесс развития конкурентоориентированности студентов
Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике [11]. В учебный план всех специальностей включены практические занятия по той или иной дисциплине, где студенты имеют возможность применить полученные ранее з ...

Качественная оценка надежности процессов
Вариант 8 Уровни В Уровни А Среднее значение по строкам 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 С1 32 35 38 40 30 29 42 37 32 45 39 49 29 35 43 43 38 44 50 45 63 60 66 70 56 43,6 С2 30 33 36 40 26 ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.