Понятия и виды инноваций
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике Беларуси как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «новшество», «нововведение», «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. Новшество представляет собой открытие - продукт фундаментальной науки, когда новшеством может быть установление неизвестных ранее закономерностей, свойств или явлений, то есть изменения в уровне познания; или изобретение нового поколения или модели техники, нового способа ее производства, предложение нового научно-исследовательского решения, рационализаторское предложение и т.д.». Категории же «инновация» и «нововведение» используются как идентичные. Однако есть утвержения, что инновация более широкое понятие, чем нововведение [1].
Инновация [19] - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.
Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность).
Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:
§ используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;
§ обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;
§ обеспечивается выпуск товаров и / или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
§ достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают:
применение новых материалов;
новых полуфабрикатов и комплектующих;
получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы) [13].
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
новые для отрасли в мире;
новые для отрасли в стране;
новые для данного предприятия (группы предприятий).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
радикальные (базовые);
улучшающие;
модификационные (частные).
Классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
технологические;
производственные;
экономические;
торговые;
социальные;
в области управления.
Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, демографической, правовой ситуации и пр.; к внутренним: неблагоприятные условия труда, рост производственных затрат [17].
Любая инновация (новшество) имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:
Публикации по экономике >>>
Направления совершенствования финансового состояния предприятия на примере ООО Евротара
Развитие экономики России на современном этапе
характеризуется неоднозначной и изменяющейся экономической средой.
Чтобы повысить эффективность производства, чтобы не оказаться
на грани банкротства предприятия обязательно должны проводить общий финансовый
анализ, эффективно распределять финансовые ресурсы (инвестиционная политика и
управление активами), обеспечивать предприятие финансовыми ресурсами (управлять
...
Малое предпринимательство проблемы и перспективы развития
В
конце XX
века Россия открывает для себя новый путь социально-экономического развития,
основой которого является переход к рыночной экономике. Становление рыночных
отношений неизбежно повлекло за собой возрождение предпринимательства.
Хотя
с тех пор прошло более 20 лет, сейчас все еще нельзя сказать, что
предпринимательство является высокоразвитым сектором российской экономики, а
ведь развитие предпринимат ...