Вызовы для макроэкономической и долговой политики Украины в условиях волатильности внешнего окружения

- большой долей долговых обязательств, деноминированных в иностранной валюте или привязанных к обменному курсу в структуре государственного долга Украины (64%);

существенным объемом государственного и гарантированного государством долга относительно ВВП страны (37%);

высоким уровнем государственного и гарантированным государством долга относительно доходов государственного бюджета (145%).

По оценкам агентства Credit Markets Analysis (СМА), Украина входит в первую десятку стран мира по вероятности дефолта, занимая 6-е место в рейтинге проблемных должников после Греции, Кипра, Аргентины, Пакистана и Венесуэлы.

Вероятность дефолта в Украине в течение следующих 5 лет оценивается его специалистами на уровне 40%. Такой рейтинг составляется на основе ранжирования доходности пятилетних кредитно-дефолтных свопов (CDS) разных стран.

Конечно, можно ставить вопрос, действительно ли инструментарий CDS отражает кредитные риски, является ли риск неплатежеспособности Украины выше риска Испании и Ирландии?

Но не вызывает сомнений тот факт, что долговая позиция Украины неустойчива, а платежеспособность Правительства - не гарантирована.

Стоит обратить внимание и на такой тревожный факт: в июле 2012 г. Правительство Украины разместило пятилетние еврооблигации на сумму 2 млрд. дол. с доходностью 9,25%, а в сентябре - на 600 млн. дол. с доходностью 7,46% годовых.

При этом средневзвешенная доходность суверенных облигаций в пораженной кризисом еврозоне в июле 2012 г. равнялась 3,25%, а доходность десятилетних государственных облигаций Испании в то время составляла 6,8%, Италии - 6%, Ирландии - 6,1%, Кипра - 7%. Следует напомнить, что Испания вошла в группу проблемных заемщиков еврозоны в июне 2012 г., когда доходность ее суверенных десятилетних облигаций достигла 7%. В целом в еврозоне считается, что при росте рыночных процентных ставок по долгосрочным государственным обязательствам до уровня 7% нарушается нормальный процесс привлечения займов и рефинансирования долга, вследствие чего соответствующая страна зачисляется в группу кризисных и может претендовать на получение внешней финансовой помощи.

Таким образом, существенный рост государственного долга Украины в 2008-2012 гг., неопределенная ситуация с рефинансированием накопленных долгов, повышение валютных рисков государственного долга и стоимости привлечения новых займов, а также усиление степени рискованности условных обязательств государства актуализируют проблемы долговой устойчивости и требуют взвешенного управления государственным и внешним совокупным долгом Украины.

Таблица 2. Показатели долговой устойчивости

Показатели

Предельно допустимое значение

Среднее значение для стран с формирующимися рынками

Фактические значения для Украины

Оценка уровня рисков (баллы по десятибалльной шкале)

Государственный долг и гарантированный государством долг (% ВВП)

40

37,6

37,4

9

Государственный долг и гарантированный государством долг (% дохо-

дов государственного бюджета)……………………………………………

200

146,6

154,4

8

Валовой внешний долг (% экспорта товаров и услуг)……………………

150-200

68,7

145,1

9

Обслуживание государственного долга (% доходов бюджета)…………

15

12

8,4

6

Погашение и обслуживание долгосрочного внешнего совокупного

25

9,8

28

долга (% экспорта)………………………………………………………….

(I полугодие 2012 г.)

10

Краткосрочный внешний долг по окончательному сроку погашения

(% к международным резервам)……………………………………………

100

73

185

10

Циклически скорректированный первичный баланс сектора общего

-0,5

0,4

0,1

2

Валовые потребности Правительства в заемном финансировании

(сумма планируемого дефицита бюджета и погашения долга) (% ВВП)

20

10,9

7,1

3

Средний срок до погашения государственного долга (лет)…………….

2,3

6,4

4,1

5

Доля долговых обязательств, деноминированных в иностранной валюте

или привязанных к обменному курсу, в общей сумме государственно-

го долга (%)………………………………………………………………….

50

54,9

64,3

10

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Инвестиции в производство нового изделия
Расчёт инвестиций в основной капитал ...

Естественные монополии
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в госу ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.